Сегодня, 30 ноября, в Малом зале петербургской Филармонии пройдёт премьера камерной оперы Александра Радвиловича «Такая жизнь» по стихам, прозе, а также допросам Даниила Хармса. «Такая жизнь» станет заключительным событием фестиваля «Звуковые пути» — 32-го и, по сообщению организаторов, последнего.
Фестиваль новой музыки «Звуковые пути» был основан в 1989 году. Создатели напоминают, что это старейший в России форум академического современного музыкального искусства. Незадолго до старта «Звуковых путей-2021» на сайте фестиваля было опубликовано письмо композитора Александра Радвиловича — основателя и художественного руководителя смотра. Оно завершалось следующим абзацем: «В этом году впервые за последние 20 лет фестиваль не получил финансирования от Комитета по культуре Санкт-Петербурга и проводится при скромной поддержке Музыкального фонда Петербурга и самих композиторов. По этой причине от реализации многих идей пришлось отказаться. Думаю, слушатели поймут, что в таких условиях 32-й фестиваль будет прощальным. Приходите на концерты послушать, повидаться и попрощаться».
Сегодня вечером «Звуковые пути» закроются навсегда премьерой камерной оперы «Такая жизнь». Автор сочинения, Александр Радвилович, в соцсетях рассказал о том, как творчество Хармса соединяется здесь с документальным материалом и какое место в концертном исполнении займёт театральная составляющая. Приводим этот текст: «Опера написана по стихам и прозе Даниила Хармса, по материалам допросов поэта и доносчицы. В опере восемь действующих лиц: Поэт, его возлюбленная — Наташа, двое детей — двенадцатилетняя Леночка и её семилетний брат Ваня, их родители и Чекист со своим бессловесным подручным — Солдатом. Нельзя сказать, что опера написана про Хармса. Поэт ни разу не называет себя по имени, предпочитая псевдонимы — чинарь Дан-Дан, Шаардам, Карл Иванович Шустерлинг. В первом действии кажется, что Поэт далеко не самый главный герой, да и Чекист в начале оперы кажется вполне второстепенной личностью. На первом плане — сопоставление мира взрослых с их страхами, любовными сценами, пьянками, эротикой, обысками, арестами, и мира детей с их детскими сказочками, которые удивительным образом „перекликаются“ с происходящим в жизни взрослых.
Лишь во втором действии территория свободы сталкивается со средой старательных доносчиков и верных НКВДшников, и эти миры уже несовместимы. Три допроса, идущие один за другим, предваряются монологом садиста из органов: „Как приятно бить по морде человека“. Во втором действии становится ясен и масштаб личности главного героя. Новый образ вырастает из его молитвы, фрагментов стихов („Так начинается голод…“), серьёзных „трезвых“ требований свободы творчества во время допроса, но особенно из откровенно издевательских ответов („Я родился в камыше, как мышь…“, „Не знаю, почему все думают, что я гений…“, „Почему я лучше всех?“), вызывающих сначала недоумение Чекиста, а затем провоцирующих зверские избиения. Тюремный врач — вполне себе циник — с интересом наблюдает за угасающим человеком и, укрыв умершего тряпкой, непринуждённо поёт: „Мы, врачи, должны всесторонне исследовать явление смерти“. Детки бодро маршируют под песенку про Ворошилова и Сталина, тень возлюбленной появляется в камере Поэта и читает его последние записки — подлинное письмо Хармса и стихотворение о тюрьме: „…а человек, попав в острог, и плачет, и вздыхает, и бьётся головой и бесится, и пробует на простыне повеситься“. Мир иллюзорной свободы в сталинском раю возможен лишь в воображении. Концертное исполнение оперы имеет условную сценографию и сопровождается фрагментами радиотрансляций 1930-х годов, а также инсталляциями видеохудожника Юрия Элика».
В премьере «Такой жизни» будут участвовать Иван Пономарёв (Поэт), сопрано Полина Лаптева (Наташа), меццо-сопрано Полина Новикова (Мама, Старуха), бас Роман Тархов (Папа, Врач), сопрано Анна Кочетова (Леночка), тенор Рустам Сагдиев (Ваня), баритон Борис Петров (Чекист, Дознаватель), а также Пётр Иванов (Солдат и Тюремщик — персонажи без слов). Опера прозвучит в исполнении ансамбля солистов Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под руководством Фёдора Леднёва.
Александр Радвилович окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора Сергея Слонимского в 1978 году. Стажировался на композиторских мастер-классах в Польше, Голландии и Германии у Витольда Лютославского, Брайана Фернехоу, Пауля-Хайнца Диттриха, Богуслава Шеффера и других. С 1998 года преподаёт в Петербургской консерватории на кафедре критики, с 2011-го — на кафедре инструментовки, с 2020-го — на кафедре специальной композиции и импровизации, профессор. Кандидат искусствоведения. Автор книги «Инструментарий новой музыки» (2009). В числе сочинений Радвиловича — камерные оперы, «Мальчик у Христа на ёлке» по рассказу Достоевского для струнного квартета, ударных и записи, антиутопия «Большой Брат» на тексты Оруэлла, Замятина, Хаксли и Гессе, страсти «Иуда» на текст апокрифа, камерные кантаты «Сияние тьмы» на стихи Тристана Тцара и «Из времён Рюрика» на тексты древнерусских летописей, «Альпийский реквием», музыкальные сказки для чтеца и оркестра: «Легенда о скрипаче» на слова Петриашвили, «Невероятные истории» на слова Биссета, «Галоши счастья» по сказке Андерсена.
Источник: oteatre.info