4 декабря на казанской театральной площадке MOÑ анонсирована премьера спектакля-игры Нурии Фатыховой «Морфемалар».
Название спектакля «Морфемалар» переводится с татарского языка как «Морфемы» и образовано из нескольких частей — русской основы «морфема» и татарского аффикса «лар», обозначающего множественное число. В такой игре по составлению новых слов создатели предлагают принять участие всем зрителям спектакля. Их цель — одновременно исследование языка и анализ того, как и зачем человек с ним взаимодействует.
Материалом для постановки послужили результаты анонимного анкетирования зрителей — каждый желающий мог рассказать историю, связанную с татарским языком, и ответить на несколько вопросов о том, как язык используется в повседневности и каких слов ему недостаёт.
«Это может быть просто моя слабость: я очень люблю слушать людей и люблю предлагать людям какие-то действия, а потом разговаривать с ними об их ощущениях, идеях, слышать критику, — рассказала журналу ТЕАТР. режиссёр спектакля Нурия Фатыхова. — Поэтому всё, что я делаю, предполагает коммуникацию. Общаясь со зрителем, узнаёшь его. Я не понимаю, как можно делать шоу для безмолвного зрителя-массы, которая наполняет зал, потом его покидает, и всё. Мы же все амбициозны и создаём проекты для людей, хотим их вдохновить, тронуть, передать им идеи. Как тогда не оставлять этим людям пространства для реакций? В „Морфемалар“ главные действующие лица — это зрители. Их поведение, вовлечение в процесс или отвлечение от него, и в конечном итоге разговор зрителей со зрителями и создает ткань спектакля, они делают его событием. Их эмоции, страхи, фантазия, свобода, предубеждения, любопытство — это моя драматургия, основной сюжет спектакля.
Желание чувствовать за словом „зритель“ разных субъектов заставило меня выбрать формат игры. Я три раза в жизни перечитывала „Homo ludens“ Хейзинги (возможно, перечитаю ещё не раз). Каждый раз эта книга мне рассказывает что-то новое и важное. Там есть хрестоматийная мысль про то, что игра — это про свободу, свободное действие. Там есть правила, но нет принуждения, и люди играют, когда чувствуют свободу во времени, имеют свободное время. А ещё наш спектакль про язык, а язык, речь по тому же Хейзинге тоже немного игра. То, что будет происходить на спектакле — будет происходить словно в перевёрнутой вселенной, в пространстве, отличном от нашей реальности. А если речь про фантазию, то игра тут подходящий жанр.
В России умирают национальные языки. Их не слышно на городских улицах, на них не ведут философских споров, не пишут любовных писем. Причины этого отмирания надо искать в политике СССР, её имперской парадигме, которая всё еще с нами, и в новых законах о языке в России. Я сама принадлежу к типичной советской эмансипированной семье с татарскими корнями, где не учили татарскому языку. «Морфемалар» — попытка проблематизировать уход татарского из современности, но и создание волшебного пространства, где татарский может рождаться несмотря ни на что. Я как бы иступляю вину, одновременно ищу способ воссоединится с языком моих предков».
В работе над спектаклем также приняли участие художники Данир Сафиуллин и Ирина Сафиуллина, научный консультант — Искандер Хабибуллин, куратор-эксперт — Антон Хитров.
Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».
Напомним, что театральная площадка MOÑ появилась в 2020 году и на сегодняшний день является местом проведения кросс-жанровых спектаклей, перформансов и инсталляций казанских авторов и приглашённых режиссёров. В этом году спектакли театральной площадки MOÑ «Hava», «Децентрализация» и «Чын татар» стали номинантами Национальной театральной премии «Золотая Маска» в категории «Эксперимент».
Источник: oteatre.info