17 декабря в московском театре «Среда 21» пройдёт премьера спектакля Нади Кубайлат «Капитал» по книге Маркса.
Авторы сценической версии «Капитала» Карла Маркса – режиссёр Надя Кубайлат и художник, журналист и член жюри литературной премии имени Ильи Кормильцева – Алексей Цветков.
«Идея поставить “Капитал” родилась в первую очередь как вопрос, возможно ли инсценировать такой нехудожественный текст, возможно ли из этого сделать спектакль, – рассказала журналу ТЕАТР. Надя Кубайлат. – Но в итоге я погрузилась в сам материал, поняла, что это какая-то невероятная книга, оказалось, что она не такая уж и нехудожественная. Маркс постоянно цитирует Шекспира, античную драматургию, Бальзака. Он очень любил и уважал искусство и театр в первую очередь. “Капитал” – книга, в которой объединились разная литература, разные культуры и эпохи. И с этой точки зрения, я даже и близко не раскрываю её потенциала.
Театр, в последнее время, стал очень коммерчески настроенным. В репертуарном театре чаще приходится слышать про товарность и продаваемость, нежели про поиск и риск. Столкновение с театральным капитализмом меня тоже в каком-то смысле сподвигло на эту постановку. Я очень благодарна Татьяне Лукьяновой и театру “Среда 21” за возможность и свободу поиска.
Мы долго искали подходящий сценический язык. С одной стороны, хотелось просто объяснить людям, о чём говорится в “Капитале”. С другой стороны, важно было найти поэзию, образы, действие. Надо сказать, что я не читала все три тома “Капитала”. Главный проводник в этой истории – наш консультант Алексей Цветков. Непроходимый лес оказался увлекательным и богатым миром. Алексей переработал для нас “Капитал”, посвятил во все принципы и всю суть этих трёх томов. Он погрузил нас и в самого Маркса, и в философию марксизма.
Когда зрители смотрят спектакль, они понимают, что это – некая условность. Потом мы выходим из театра, и нам кажется, что мы вышли в безусловность. Мне кажется, что “Капитал” о том, что наша реальность на самом деле очень условна».
В спектакле играет артист Александр Николаев.
В описании премьеры на сайте театра создатели цитируют книгу Ги Дебора «Общество спектакля»: «Каждый хочет быть режиссёром этой жизни, каждый хочет написать для себя сценарий и исполнять на сцене главную роль, однако в итоге мы всего лишь ищем свои места, согласно купленным билетам. Конечно, спектакль — это всего лишь метафора, но знакомо ли вам чувство нереальности мира, когда вы вдруг становитесь наблюдателем за своим телом, своим имуществом, своей жизнью?».
Напомним, что независимый театр «Среда 21» Андрея Позднякова и Татьяны Лукьяновой открылся в Москве в Саду им. Баумана 20 октября 2021 года спектаклем Полины Стружковой «За белым кроликом». Ранее журнал ТЕАТР. писал о премьерах Дмитрия Лимбоса «Охота на кабана» и Полины Стружковой «Воспоминания об одном Рождестве» в театре «Среда 21».
Надя Кубайлат – выпускница ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача). Поставила более 10 спектаклей в разных театрах страны. Среди её работ – «Фабричные» по пьесе Володина («307 студия», Москва), «Дуэль» («Пятый театр», Омск) и «Овраг» («Театр-Вымысел», Верхний Уфалей) по Чехову , «Семь» по циклу рассказов Булгакова «Записки юного врача» (Березниковский драматический театр, Березники), «Безумный день» по трилогии Бомарше и «Вечер с Чарльзом Буковски» в Воронежском Камерном театре. Спектакль Нади Кубайлат «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски в «Сатириконе» вошёл в лонг-лист «Золотой Маски» в 2020 году.
Источник: oteatre.info