Издано исследование полувековой истории современного танца в Швейцарии

Издано исследование полувековой истории современного танца в Швейцарии

Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу Анн Давье и Анни Сюке «Современный танец в Швейцарии (1960-2010)» — масштабное исследование, основным источником для которого стали личные свидетельства участников и очевидцев.

Книга искусствоведа и директора Ассоциации современного танца (ADC) Анн Давье и историка танца (в прошлом — преподавателя истории и эстетики танца в Школе изящных искусств Женевы и университете Париж VIII) Анни Сюке в переводе Павла Каштанова опубликована в «Театральной серии» издательства «Новое литературное обозрение». Это объясняется не только принадлежностью к театру contemporary dance как такового, но и спецификой книги — её объекта исследования и авторского подхода: здесь прослеживаются «все этапы становления современного танца — от школ классического балета до перформансов последних десятилетий», — говорится в издательской аннотации.

Имена швейцарских представителей современного танца в большинстве случаев не относятся к числу широко известных, но необычный с точки зрения российского читателя предмет исследования Давье и Сюке во многом интересен именно своей неочевидностью. Помимо заполнения информационной лакуны, «Современный танец в Швейцарии» предлагает читателю возможность посмотреть на исторический путь продолжительностью в полвека как на целое — динамическое художественное явление. Авторы настаивают, что именно современный танец определил ситуацию в швейцарском искусстве сегодня: чем бы ни занимались художники, здесь они так или иначе наследуют опыту contemporary dance. Отчасти и сама «обучаемость», открытость новому, стремление присваивать и переосмыслять, по мнению авторов книги, привнесена пионерами швейцарского современного танца — теми, кто после мая 1968-го отправился по миру искать дух свободы для искусства хореографии, а затем вернулся обратно. Первопроходцы швейцарского современного танца приглашали тех, у кого учились в других странах, ставить спектакли и работать в своей стране и передавали другим приобретённый опыт. Второй урок, по сей день важный для швейцарского искусства, — открытость, свобода языка, синтетичность: самые разные виды искусств заходят на территорию друг друга, от театра и цирка до пластических видов искусства. Третье — постоянная готовность к эксперименту, поиску новых средств выразительности и разрушению шаблонов.

Существенно, что для авторов первого в своём роде исследования важным был «человеческий фактор». Это закономерно, поскольку они полагают, что именно желание и усилия конкретных людей сформировали новый вид искусства — по крайней мере, в конкретной стране. А поскольку история современного танца насчитывает всего лишь полвека, у Давье и Сюке была возможность реализовать свой беспрецедентный опыт, основываясь главным образом на живых свидетельствах, анкетах и разговорах с теми, кто занимался современным танцем в Швейцарии или наблюдал процесс его становления. При этом авторы книги изучили самые разнообразные письменные материалы — архивные документы, отчёты и контракты, программки и фотографии. В итоге опубликованный Давье и Сюке труд выходит за рамки узкоспециального исследования: постоянно учитывая исторический контекст и «человеческий фактор», авторы создают портрет времени — недавнего прошлого, переходящего в настоящее.

Формально три раздела книги — три временных отрезка, на которые авторы делят полувековую историю современного танца. Первая часть озаглавлена «Становление современного танца и хореографии (1960–1980)», вторая — «На пути к видимости (1970-1990)», третья — «Новые поколения, новые задачи (1990-2010)». Однако, по признанию самих авторов, каждый из разделов становится поиском ответа на новый вопрос. Во введении они перечисляют эти вопросы, рассказывая одновременно о структуре и логике книги: «Во-первых, что сформировало самых первых швейцарских танцовщиков и хореографов? Какая эстетика оказала на них влияние? На какое наследие они опирались? Какие новые возможности открылись следующему поколению танцоров благодаря им? Деятельность этих первопроходцев (особенно педагогическая) привела на заре 1980-х к появлению по всей Швейцарии танцовщиков и хореографов новой формации. Отразилась ли на творчестве последних их принадлежность к культуре французской, немецкой и итальянской Швейцарии, видны ли в нём оттенки и различия?

Как это новое поколение, столкнувшись с почти полным отсутствием структур, где оно могло бы реализовать свои профессиональные навыки, сумело вывести современный танец из тени и заставить говорить о нём? Поиску ответа на данный вопрос посвящена вторая часть книги. Мы освещаем рождение ряда инфраструктур и площадок — недолговечных или, напротив, доказавших свою прочность, — которые способствовали формированию хореографической среды. Впрочем, на протяжении 1980-х танцоров также сплачивает борьба за признание их искусства и их профессии, за выделение им помещений для работы и дотаций для развития. Одним словом, за то, чтобы в отношении современного танца была выработана определённая „культурная политика“.

Каковы же итоги этой борьбы в 1990–2000-х годах, когда в неё вступает следующее поколение хореографов? Признан ли ныне в Швейцарии современный танец? И что, наконец, вообще означает на нынешнем этапе это понятие? В третьей, и последней, части книги мы обратим наш взгляд на первые опыты этой новой плеяды, чтобы порассуждать о смене эстетических и политических ориентиров, ассоциирующейся с их именами. В какой фон вписываются работы „новоиспечённых“ хореографов 2010-х годов? В завершение мы кратко обрисуем изменения, произошедшие в культурной политике государства по отношению к танцу, и перспективы её развития в ближайшие десятилетия».

Источник: oteatre.info