Ассоциация национальных театров России будет учреждена в январе 2022-го

Ассоциация национальных театров России будет учреждена в январе 2022-го

На круглом столе «Национальная идентичность и культурный диалог в театральном пространстве», организованном Александринским театром и прошедшем в онлайн-формате, руководители крупнейших европейских и российских национальных театров высказались на тему соседства и соотношения национального и универсального, традиционного и современного в сегодняшнем театре. Также впервые прозвучала точная дата создания Ассоциации национальных театров России и продекларированы её цели и планы.

Реакция руководителей театров на стартовое выступление греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса, единственного из участников, кто присутствовал на круглом столе офлайн, с магистральной идеей, что национальный театр непременно должен быть основан на культурных и исторических корнях, из которых только и может произрастать авангард, оказалась весьма разноплановой. 

Руководитель венского Бургтеатра Мартин Кушей предложил по-другому подходить к понятию «нация». «История эволюционирует в обратном направлении. Мы должны преодолевать границы, учитывая существование рядом с нами других наций и их особенности. Поэтому у нас сейчас большой план копродукций, в том числе, с Россией», – заявил господин Кушей. Его поддержал художественный руководитель Словенского национального театра в Мариборе Александр Поповски, приведя конкретный пример: «Какое-то время назад в театре Марибора люди радовались отсутствию немецкого языка на сцене, сейчас всё наоборот. Мы смешали на сцене разные языки: словенский, сербский, немецкий – и люди устраивают овации». Бывший директор Комеди Франсез, а ныне директор Национального театра Ниццы Мюриэль Майетт-Хольц (Франция) призвала театры продолжать бороться с онлайн-форматом, не забывать политический контекст и всегда быть в центре дебатов «по поводу великих трудностей, которые переживает человечество». И добавила, что национальный театр, по её мнению, – не только соблюдение традиций, но, прежде всего, перевод великих текстов на современный язык. Её соотечественник, художественный руководитель и директор парижского театра Одеон Стефан Брауншвейг добавил, что для него в заглавии круглого стола главное слово – диалог. Поэтому, когда его приглашают в Россию, он ставит Чехова, а когда в Италию – Пиранделло, в надежде получить от артистов информацию об их классиках и поделиться своими мыслями о них. Также господин Брауншвейг напомнил, что Одеон какое-то время назад именовался национальным театром, а теперь называется Театр Европы, что кажется ему символичным. А художественный руководитель Национального театра Уэльса Лорн Кэмпбелл (Великобритания) даже предостерёг от национализма на сцене. 

Российские национальные театры предложили принципиально другой взгляд на проблему, поскольку положение национальных театров в многонациональной стране принципиально отличается от ситуации европейских национальных театров, по определению находящихся на вершине театрального айсберга. Так художественный руководитель Саха академического театра им. П.А. Ойунского Андрей Борисов рассказал зарубежным коллегам, что долгие годы его театр был подражательным, существуя в формах театра страны-монополии, и лишь создав Театр «Олонхо» в формах традиционного якутского театра и поехав с ним на гастроли, он осознал этот театр как национальный. Кроме того, Борисов задал непраздный вопрос о том, насколько национальные театры России осознают разницу между языком нации, народа и театральным языком? И выразил надежду, что Ассоциация национальных театров России, которую планирует создать Валерий Фокин, будет стимулировать лабораторные поиски национальными театрами своего специфически театрального языка. В свою очередь, главный режиссер Татарского академического театра им. Камала (Казань) Фарид Бикчантаев, отметив, что развиваться с теми «музейными» представлениями о традиции, которые сейчас в России существуют, очень трудно, тоже выразил надежду, что Ассоциация предоставит национальным театрам новые возможности. 

Модератор Михаил Швыдкой, подчеркнувший, что является ещё и официальным ответственным лицом – специальным представителем Президента РФ по международному культурному сотрудничеству – постарался уложить все позиции в единую парадигму разрушения границ как ключевой задачи любой культуры вообще, подчеркнув при этом, что в России всё же особая ситуация с национальными культурами, поскольку Российская Федерация – это 200 языков, причём на ста из них существует своя литература. Так что и национальный театр имеет особенности, крайне важные для конкретных театров, зачастую представляющих малые народы. «Но национальный театр ни при каких обстоятельствах не должен становиться националистическим», – добавил Швыдкой.

Подводя итоги круглого стола, художественный руководитель Национального театра России (Александринского театра) Валерий Фокин признал диалог случившимся и объяснил, почему: «Сегодняшний разговор особенно важен для нас, для Национального драматического театра России – Александринского театра. Потому что, помимо работы по созданию Ассоциации национальных театров нашей страны, мы сейчас занимаемся тем, что в Москве открываем площадку, которая будет представлять собой Центр национальных театров России. И мы воспринимаем этот Центр не только и не столько как площадку для гастролей национальных российских театров, но и как лабораторию, как место творческих встреч и с национальными российскими театрами, и с европейскими, мировыми. С тем, чтобы создавать копродукции и совместные проекты, с тем, чтобы это был настоящий дом, который объединил бы театры России и других стран, который представлял бы разные театральные языки. Мы очень надеемся, что этот театральный центр будет построен, и хотя это случится через несколько лет, работу надо начинать уже сейчас. Мне очень близки суждения Александра Поповски и Стефана Брауншвейга о том, что мы должны быть открыты, должна быть многоголосица, должны звучать разные голоса, нельзя быть замкнутыми. Присоединяясь к коллегам, хочу сказать, что нам надо быть вместе несмотря ни на что, сообща работать и быть открытыми друг другу». 

Слова Фокина дополнил директор Александринки Сергей Емельянов, который сформулировал задачу Национального театра России – Александринского как миссию по консолидации национального театрального сообщества страны. Кроме того, Сергей Емельянов напомнил о просветительской миссии Национального (Александринского) театра и о его проекте «Национальная театральная школа», совместном с ВШЭ. По словам Емельянова, грядущим летом на базе Александринки будет организована летняя школа для продюсеров и технических работников национальных театров. Также Емельянов впервые назвал дату и место подписания меморандума о создании Ассоциации – 11 января 2022 года, Петрозаводск. Напомним, что прежде в планах Александринки было проведение учредительного съезда национальных театров в один из дней Международного культурного форума, который должен был пройти в Петербурге 11-13 ноября 2021 года, но перенёсся на весну из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране.

В финале встречи Валерий Фокин по просьбе журналистов обозначил контуры Международного театрального фестиваля «Александринский», который пройдёт осенью 2022 года. Фестиваль откроется премьерой самого Фокина под рабочим названием «18 — 81» о двух императорах — Александре II и Александре III. К участию в фестивале приглашён старейший и самый авторитетный театр Болгарии — Национальный театр Ивана Вазова из Софии. Также в планах — показать российскому зрителю спектакль «Этой ночью я её видел» по одноимённой книге словенского писателя Драго Янчара, копродукцию Венского Бургтеатра, Словенского Национального театра Марибора, Югославского драматического театра из Сербии и Культурного и конгресс-центра «Канкарьев дом» (Любляна, Словения) – тот самый межнациональный проект, о котором упоминали спикеры круглого стола.

Источник: oteatre.info