2021, М2БА
Оценка: 7,5 из 10.
Историю о том, как «Рабфак» превратился в «Рабфак 2.0», можно прочитать в рецензии на их альбом «Живая классика». Нужно сказать, что, несмотря на эту подозрительную цифровую добавку к названию, группа сохранила основные качества, за которые их ценили, и сумела добавить к ним нечто новое. Идеолог, продюсер и автор текстов «Рабфака» Александр Елин собрал новый состав, найдя новых единомышленников и авторов музыки. По словам поэта, «все треки написаны и записаны действующими музыкантами «ансамбля песни и встряски» в последние три года и посвящены всему, что волновало в это непростое время «дорогих россиян».
В самом деле, по этой пластинке впоследствии можно будет изучать нынешний этап истории России, да отчасти и всей планеты с её помешательством на «новой этике» и социальных сетях. Едкий Елин твёрдо держит руку на пульсе эпохи, а благодаря нынешнему составу «Рабфака» его поэтические памфлеты обретают весьма разнообразное музыкальное сопровождение. Стихи Александра способен правильно понять далеко не каждый — мы это знаем ещё со времён песни «Такого, как Путин» с елинским текстом. «Рабфак 2.0», может, и не делает эту поэзию более доходчивой, зато не позволяет слушателю скучать, стремительно жонглируя жанрами и находя небанальные (хотя порой и спорные) решения.
Первая песня «Ни шагу с плаца» продолжает традиции старого «Рабфака», всех этих «Наших дурдомов», «Раскачивать лодку» и «Хватит кормить Канзас». Музыканты агрессивно требуют усиления темпов милитаризации и введения для населения обязательной ходьбы строем. В следующем номере «На серьёзных щах» «Рабфак 2.0» выражает обеспокоенность попытками «шутить о святых вещах» и предлагает всех этих хохмачей запретить — правда, тут может заподозрить некий подвох даже человек, полностью разделяющий эти требования, ведь песня исполняется в ритмах расслабленного блюза. Затем приходит черёд эротики на грани фола, да пусть не смутит вас название песни «Чей Крым?»: предаться утехам партнёрам мешают разногласия относительно территориальной принадлежности полуострова, и, судя по рок-н-ролльным фрагментам, музыкантов это очень забавляет.
В песне «Силовик» о новых «хозяевах жизни» Елин почти что и не прибегает к гротеску — кстати, посмотрите клип на эту композицию, если ещё не. В «Артисту не надо пенсии» «Рабфак» предлагает лишить артистов пенсии, а освободившиеся средства направить на усиление правоохранительных органов, строительство церквей и прочие по-настоящему важные нужды. Про ковидные реалии в «Карантине» группа поёт в кантри-блюзовом ключе, в песне «Мы за мэра» о прелестях реновации почему-то проскальзывает сиртаки, а «Поправки» остроумно решены в стиле регги — да и вообще история о поправках, по версии «Рабфака», началась с того, как один мудрый растаман «нашёл в Конституции пару косяков». Елин не обошёл вниманием также темы засилия соцсетей («Лайк Репост»), активности феминисток («Восьмое марта») и сравнения Путина с Байденом («Старцы»).
Всё это звучит довольно захватывающе, но по ходу прослушивания вкралась мысль о том, что некоторые сатирические гиперболы Александра Елина (или близкие по сути) я, кажется, уже встречал в композициях консервативно настроенных певцов, которые тоже отчаянно восхваляют величие президента и силу российского оружия. Вот интересно, если подсунуть «Ни шагу с плаца» и «Старцев» (лучше под другими названиями) Олегу Газманову или Денису Майданову, найдут ли они в этих песнях проявление подлинного патриотизма?
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: обложка альбома
Источник: intermedia.ru