Оценка: 7,5 из 10.
Документальный фильм «Монстры рока в Тушино. 30 лет спустя» (2021, режиссёр Алексей Киселёв) был показан Первым каналом в ночь на 4 декабря 2021 года.
28 сентября 1991 года к нам в Тушино приехали Metallica и AC/DC — на бесплатный фестиваль в ознаменование победы сил добра над ГКЧП. Я спустился в метро, проехал две остановки, вышел на «Тушинской», перешёл Волоколамское шоссе и отправился на аэродром (теперь там стадион «Спартак»). Как я узнал много позже, на тушинском поле в этот день побывали около 1 600 000 (один миллион шестьсот тысяч) человек.
30-летию фестиваля «Монстры рока в Тушино» посвящён документальный фильм Алексея Киселёва. Авторы ленты не стали снимать многочасовой сериал и много кого не позвали в качестве спикеров — так, в фильме нет представителей Metallica, за Pantera рассказывает фотограф группы, а впечатления «простых зрителей» почему-то передают музыканты группы «Мастер». Тем не менее основные герои, организовавшие фестиваль, с удовольствием предались воспоминаниям об авантюре 30-летней давности. Борис Зосимов давно отошёл от дел и наслаждается заслуженным отдыхом на вилле: в его рассказе о «Монстрах рока» часто звучит слово «бред» применительно к идее организовать за три недели масштабный рок-фестиваль и к тому, как им удавалось договориться относительно виз для американцев и самолётов для перевозки оборудования. Для сегодняшнего дня всё это звучит вполне фантастично — «весёлое было время», как подчеркнул г-н Зосимов. Многое также поведали не отошедший от промоутерских дел Эд Ратников и бывший партнёр Зосимова по BIZ Enterprises Сергей Чистопрудов.
Организаторы вспоминают о том, сколько раз фестиваль был под угрозой срыва из-за неподъёмности задачи и возникающих ежедневно организационных сложностей. Впрочем, даже фразу «мы сделали невозможное» Борис Зосимов произносит, пряча лукавую улыбку. Для 1991 года организация такого фестиваля была, конечно, чудом. Но за месяц до этого случилось «свержение» Феликса Эдмундовича с пьедестала — после такого остальные чудеса стали казаться вполне возможными. Зрители восприняли «Монстров рока в Тушино» как один из символов новой прекрасной жизни, где много свободы и мало запретов.
Оказалось, что у свободы хватает побочных эффектов: идеальный, казалось бы, опен-эйр без ограждений и с продажей алкоголя вошёл в историю не только как «русский Вудсток», но и как «тушинское попоище». Я уходил с фестиваля в сумерках под ритмы AC/DC по хлюпающему полю, стараясь не наступать на тела упившихся собратьев. В фильме много вспоминают о том, как шокировало людей у сцены мощь звучания Metallica. Простых зрителей ничуть не меньше шокировали драки с милицией и летающие над головами бутылки: непривычная к масштабным музыкальным зрелищам толпа старалась прорваться поближе к сцене, непривычные ни к чему срочники из внутренних войск вступили со зрителями в бой — по официальным данным, никто не погиб, но пострадавших хватало. По версии организаторов, основное месиво происходило под Pantera и «Э.С.Т.», а под блюзовых Black Crowes все подуспокоились — но на самом деле зрители до победного продолжали бухать и кидаться стеклянной тарой.
Фильм спустя 30 лет мог ответить на вопрос, что делал гитарист Григорий Безуглый в составе группы «Э.С.Т.», но только всё ещё сильнее запутал. В воспоминаниях участников возникли непреодолимые разногласия по этому поводу. Зато оказалось, что сам Гриня, несмотря на свой раздолбайский имидж, прекрасно запомнил весь фестиваль и в фильме стал невольным, но очень эмоциональным гидом по «Монстрам рока».
Создатели фильма устами устроителей шоу подчёркивают тезис о «беспрецедентном празднике музыки», не фокусируясь на том, что это был ещё и «праздник непослушания» — повторить который невозможно. Организаторы современных российских опен-эйров почти научились устанавливать туалеты, подвозить еду и препятствовать проносу запрещённых веществ — но в глубине души они, кажется, были бы не против сломать заборы и устроить настоящий отрыв.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: кадр из фильма
Источник: intermedia.ru