Ивана Айвазовского считают мастером морского пейзажа. Но он был не единственным в России, кто посвятил морю множество полотен. Рассказываем о живописцах, которые ходили в кругосветные плавания, составляли карты, изображали закаты и рассветы над водой, а еще — штормы и штиль, кораблекрушения и самые яркие морские сражения.
Алексей Боголюбов
Алексей Боголюбов. Петербург при заходе солнца (фрагмент). Начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин. Портрет Алексея Боголюбова (фрагмент). 1888. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Алексей Боголюбов. Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция) (фрагмент). Около 1859. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Боголюбов получил образование в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, потом — в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Он с ранних лет проявлял «страсть к рисованию» и «ударялся в часы досуга в карикатуры».
В 17 лет Боголюбов поступил мичманом на Балтийский флот. Он участвовал в плаваниях через Атлантику, Балтийское и Северное моря, побывал в Англии, Голландии и Португалии, где познакомился с работами европейских живописцев. Особенно Боголюбова поразили полотна английского художника Уильяма Тернера. Позже он говорил о них: «Гармония красок навсегда запала в мою душу».
Во время службы будущий художник пробовал рисовать самостоятельно, затем поступил в Императорскую Академию художеств. Там он учился пейзажной и батальной живописи у мастеров Максима Воробьева и Богдана Виллевальде.
Алексей Боголюбов. Прибой в бурю (фрагмент). 1870-е. Вольский краеведческий музей, Вольск, Саратовская область
Алексей Боголюбов. Море в непогоду (фрагмент). 1871. Частное собрание
Алексей Боголюбов. Балтийское море (фрагмент). 1880-е. Вязниковский историко-художественный музей, Вязники, Владимирская область
В свободное время Боголюбов иногда ходил в гости к Ивану Айвазовскому. Он вспоминал: «…я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили».
В 1853 году Алексея Боголюбова назначили художником штаба Военно-морского флота. В том же году за три полотна с видами города Ревеля он получил большую золотую медаль и звание художника первой степени.
По заданию Морского министерства Боголюбов создал атласы побережья Каспийского моря и Финского залива. Художник был близок к императорскому двору, давал уроки живописи великому князю Александру Александровичу и будущей императрице Марии Федоровне. Еще он часто выполнял монаршие заказы — например, писал сцены морских сражений Петра Великого и Крымской войны.
Лев Лагорио
Лев Лагорио. Потопление катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 года (фрагмент). 1880. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Аполлинарий Горавский. Портрет Льва Лагорио (фрагмент). 1890. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
Лев Лагорио. Шторм (фрагмент). 1860-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Лев Лагорио родился в крымском городе Феодосия. Его предки по отцовской линии происходили из старинного рода генуэзских аристократов. А сам отец художника был сицилийским вице-консулом, купцом и участником масонского движения. Лагорио около двух лет занимался у Ивана Айвазовского, который в то время приехал в родную Феодосию по заданию Академии художеств — чтобы «снять морские виды и корабли».
В 1843 году будущий маринист отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств.
Два года спустя Лев Лагорио отправился в плавание на военном фрегате «Грозящий», во время которого детально изучил его вид и устройство. Потом он самостоятельно ходил на лодке вдоль берегов Финского залива, от Санкт-Петербурга до Сестрорецка, осматривал берега и делал наброски.
Лев Лагорио. Закат над заливом (фрагмент). 1860. Частное собрание
Лев Лагорио. Пароход в открытом море (фрагмент). 1891. Частное собрание
Лев Лагорио. Радость встречи (фрагмент). 1903. Частное собрание
Живописец постоянно путешествовал по России и Европе, а летом жил в собственной студии в Судаке. Часть своих картин он посвятил российской военно-морской истории. А еще Лагорио много писал в технике акварели — в основном это были виды Крыма и Кавказа. Его работы участвовали в выставках Общества русских акварелистов. Но главными в творчестве художника были морские полотна. В русском журнале «Нива» о нем отзывались так: «Это был настоящий поэт юга, южного моря и неба…»
Николай Гриценко
Николай Гриценко. Вход яхты «Полярная звезда» в Шербур, 1896 год (фрагмент). 1897. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко и Павел Третьяков. 1890-е годы. Фотография: Wikimedia Commons / Public Domain
Николай Гриценко. Яхта его императорского высочества, генерал-адмирала (великого князя Константина Николаевича) «Стрельна», 1857–1891 годы (фрагмент). 1892. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко получил образование в Томской мужской гимназии, где рисование ему преподавал Павел Кошаров — выпускник Императорской Академии художеств, бывший ученик живописцев Карла Брюллова и Ивана Айвазовского. К десяти годам юноша уже умел хорошо изображать лодки и корабли.
Николай Гриценко служил на флоте и был официальным художником Морского министерства. Еще он посещал Императорскую Академию художеств как вольноприходящий ученик. Там его учил рисунку профессор Лев Лагорио.
Гриценко несколько раз отправлялся за границу по морю. В начале 1890-х на фрегате «Память Азова» он сопровождал цесаревича Николая Александровича в путешествии по Египту, Греции, Индии, Цейлону, Яве, Японии и Дальнему Востоку России. За это время художник создал более 300 рисунков. Вскоре в Париже состоялась выставка этих работ, семь из них купил будущий император.
Николай Гриценко. Клипер «Крейсер» в Суэцком канале (фрагмент). 1883. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко. Пар и паруса (фрагмент). 1886. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Николай Гриценко. Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1894 году Николай Гриценко женился на Любови Третьяковой — дочери мецената и коллекционера Павла Третьякова. Супруги попеременно жили в Европе и в России, но потом, когда здоровье мариниста ухудшилось, они окончательно перебрались во Францию. Незадолго до смерти Гриценко признался в одном из писем: «…хочется из виллы загородной со зрительной трубой смотреть на море, хочется этого родного мне морского воздуха, о котором еще ребячья душа моя, будучи в Сибири, всегда бредила».
Источник: culture.ru