Морские пейзажи Константина Коровина

Художник Константин Коровин много путешествовал. Из поездок он привозил морские этюды — писал виды русского Заполярья и севера Европы, французского южного берега и Крымского побережья. «Культура.РФ» предлагает посмотреть морские пейзажи художника и узнать историю их создания.

Первые морские пейзажи

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Порт в Марселе (фрагмент). 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Порт в Марселе (фрагмент). 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Коровин обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями там были Василий Поленов и Алексей Саврасов. Коровин одним из первых среди русских художников представил этюд как самостоятельное произведение — до этого этюды были лишь подготовительным этапом во время работы над картиной. Он писал в технике, характерной для этюдных набросков: широкими мазками, больше внимания уделяя цвету и общей атмосфере композиции, а не деталям.

«Чувствовать красоту краски, света — вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно; отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей — они содержание», — отмечал Константин Коровин.

В 1887 году художник посетил Париж и познакомился с полотнами импрессионистов — их методы оказались ему близки: «И импрессионисты… — у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве». В Европе Коровин написал первые морские пейзажи. Один из них — «Морской берег в Дьеппе». На нем Коровин изобразил штормовое море, побережье пролива Ла-Манш с характерными обрывистыми берегами и песчаными пляжами. Критики отмечали в пейзаже тональное разнообразие серого цвета, с множеством градаций и оттенков. В эти же годы Коровин написал несколько этюдов с южными морскими видами, на которых изобразил порт Марселя.

Жемчужный север

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море (фрагмент). 1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Пристань у фактории на Мурмане (фрагмент). 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. У становища корабля (фрагмент). 1899-1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В августе 1894 года Константин Коровин отправился в творческую поездку к северным морям. Путешествовал он вместе с художником Валентином Серовым, с которым давно дружил. Вояж был организован предпринимателем Саввой Мамонтовым: он планировал строительство железной дороги от Ярославля до побережья Белого моря и хотел привлечь внимание общества и специалистов к неосвоенному краю. Художники побывали в Вологде, Архангельске, Мурманске, на архипелаге Новая Земля, посетили Норвегию и Швецию.

Суровый холодный Русский Север поразил Коровина монохромностью красок и сложными цветовыми нюансами. В теплые дни писать морские пейзажи приходилось вечером и ночью: днем мешали назойливые насекомые, а осенью появилась другая проблема — холод. На ветру замерзали и краски, и руки, поэтому находить живописные решения и воплощать их на полотне нужно было быстро.

Во время путешествия Константин Коровин создал несколько морских этюдов: «Ловля рыбы на Мурманском море», «На севере», «Пристань у фактории на Мурмане», «Мурманский берег». Для северных пейзажей художник часто использовал серый цвет, его тонкие жемчужные оттенки.

Во время путешествия художник побывал на островах архипелага Новая Земля между Баренцевым и Карским морями. Коровин вспоминал об этом месте: «Над туманом стоят громады гор, острыми полосами ровно лежат снега. На берегу жалкие лачужки, сбитые из темных бревен с маленькими окнами. От домика к домику натянуты веревки: это чтобы ходить во время ветра. Кругом темные, красно-бурые горы: ночное солнце освещает их. Есть неизъяснимо-таинственное в этом полярном свете».

Природа Севера и люди, их уклад жизни очаровали художника, особенно его поразило северное сияние. Он говорил Валентину Серову: «Какой чудесный край, Север дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда».

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. На Севере (фрагмент). 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Гаммерфест. Северное сияние (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Морские пейзажи Константина Коровина

Константин Коровин. Северное море (фрагмент). 1913. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина

После Русского Севера, художники отправились в скандинавские страны. В пути они посетили город Хаммерфест, в то время один из самых северных в мире. По возвращении из путешествия Коровин создал картину «Геммерфест. Северное сияние» (1894–1895).

На темном небе загораются перламутровые полосы северного сияния, освещающие воду с рыбачьими лодками. Отблески света переливаются, мерцают. Лиловатые, голубоватые, жемчужно-серые, розовые, они дрожат на воде, перекликаясь с отражениями фонарей, которые зажжены вдали, едва заметно скользят по стенам домов, обступивших канал, и гаснут в тенях, где сгущаются дымчатые оттенки, передающие сырой туманный воздух, который как бы кисеей окутывает предметы. Под лучами северного сияния простой рыбачий городок превращается в необычное волшебное видение.Михаил Киселев, искусствовед

Источник: culture.ru