Особняк на Гоголевском бульваре в Москве возвели в XVIII веке. В разное время усадьбой владели купцы, военные и общественные деятели. После революции ее национализировали: здесь располагались Революционный трибунал и Военная прокуратура, а сейчас находится Российский фонд культуры. Рассказываем об интересных фактах из истории этого знакового здания.
Первые владельцы
Иллюстрация к статье «Москва в XIX столетии»: вступление французских войск в Москву 2 сентября 1812 года». С гравюры того времени. Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Вид улицы после пожара 1812 года в Москве. Первая половина XIX века. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Иллюстрация к статье «Москва в XIX столетии»: Москва в сентябре 1812 года. Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Усадьбу построили во второй половине XVIII века для князя Петра Меншикова. Каменные палаты выглядели иначе, чем современное здание на этом месте. Изначально постройка выходила парадным фасадом к Большому Знаменскому переулку, а задняя часть была обращена к крепостной стене Белого города.
В 1806 году усадьбу приобрел полковник Андрей Замятин. Особняк пострадал от пожара, когда Москву окружили войска Наполеона, и владелец решил его перестроить. На тот момент стену Белого города уже разобрали, а на ее месте появился Пречистенский бульвар. Здание «развернули»: после переделки фасад стал выходить на бульвар, как и анфилада — длинный сквозной ряд комнат. Лицевую часть особняка украсил треугольный фронтон — так называют верхнюю часть фасада, ограниченную наклонными скатами крыши.
После полковника Замятина дом перешел к государственному деятелю Дмитрию Львову. Участник Отечественной войны 1812 года и битвы при Бородино, он также был попечителем Московского дворцового архитектурного училища. После него особняком владела Ольга Мазурина, почетная гражданка Москвы, которая происходила из богатой купеческой династии. Она построила недалеко от своего дома благотворительное заведение для немощных.
Особняк Сергея Третьякова
Елена Дергилева. Портрет Павла Третьякова (фрагмент). 1981. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Самара
Усадьба Замятина — Третьякова. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Иллюстрация из журнала «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров». Москва: издательство «Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко», 1890–1892
Козырек над входом в главный дом в конце XIX века. Москва. Архитектор Александр Каминский. 1871. Иллюстрация из журнала «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров». Москва: издательство «Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко», 1890–1892
В 1871 году усадьбу приобрел купец Сергей Третьяков, младший брат мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова. Братья получили в наследство дело отца, который владел лавками в Москве, и небольшой капитал. Третьяковы вели дела успешно, в 1860-х они открыли в Костроме мануфактуру по производству льняной ткани. Сергея Третьякова дважды избирали городским головой — доверенным лицом горожан перед властью. По его инициативе увеличили расходы на народное образование, открыли новые городские училища.
В 1856 году Третьяков женился на Елизавете Мазуриной, происходившей из купеческой семьи. Их союз был счастливым, но недолгим: супруга умерла при родах. Вновь Третьяков вступил в брак в 1868 году. Его избранницей стала Елена Матвеева из дворянского рода. Молодая жена хотела вести светскую жизнь, поэтому Третьяковы и приобрели этот дом.
После покупки усадьбы новые хозяева решили ее перестроить и пригласили архитектора Александра Каминского. Он приходился родственником Третьяковым: за него вышла замуж их сестра Софья. Перестройка шла в 1871–1873 годах, именно тогда особняк обрел нынешний облик в неорусском стиле. Для этого стиля характерны традиции русского национального зодчества. Фасад украсили мотивы древнерусской архитектуры, например кокошники — полукруглые или килевидные декоративные элементы, которые по форме напоминали женский головной убор. Вдоль фасада шел ряд больших окон с арками. Главный вход с кованым чугунным крыльцом сместился в правую часть. Над ним расположился козырек на колоннах.
Внутреннее расположение комнат и обстановка главного дома были рассчитаны на светские приемы с множеством гостей. Парадная лестница вела на второй этаж, где находился бальный зал. Здесь бывали художник Илья Репин и композитор Петр Чайковский, часто выступал для публики друг Третьякова — композитор и пианист Антон Рубинштейн.
Сергей Третьяков ценил живопись и разбирался в ней, в начале 1870-х годов он начал собирать собственную коллекцию. Сначала он приобретал картины российских художников, но не хотел конкурировать с братом и в итоге сосредоточился на западноевропейских мастерах. Основу его коллекции составляли картины французских и немецких художников. Для размещения собрания потребовалось место, и справа от главного здания усадьбы возвели пристройку. Флигель соединяли с особняком две галереи. Сам Третьяков жил в усадьбе в 1870–80-е годы, здесь же хранились полотна из его коллекции.
Источник: culture.ru