Северный речной вокзал называют одним из лучших примеров сталинского ампира, главным сооружением канала имени Москвы и первым общественным пространством СССР. Здание строили заключенные, поэтому все его чертежи, эскизы и архивные документы много лет были засекречены. Из-за этого возникло много легенд о Северном речном вокзале — звезде с его шпиля, часовом механизме и «комнате особого назначения». Читайте в нашем материале о том, кто проектировал, украшал и реставрировал этот памятник архитектуры.
Главное сооружение канала имени Москвы
Скульптура «Водный путь» на аллее возле Северного речного вокзала. Москва. Скульптор Юлия Кун. 1937. Фотография: Валентин Хухлаев / russiainphoto.ru
Северный речной вокзал. Москва. Архитектор Алексей Рухлядев. 1933–1937. Фотография: Наум Грановский / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Северный речной вокзал. Москва. Архитектор Алексей Рухлядев. 1933–1937. Фотография: Владислав Микоша / Мультимедиа Арт Музей, Москва
В 1930-х годах Москва быстро росла: застраивались новые территории, открывались фабрики и заводы, увеличивалось население. Из-за этого в городе начались проблемы с питьевой и технической водой. Тогда в 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) постановил «коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».
Строить канал Москва — Волга (сейчас — канал имени Москвы) начали в 1932 году. Чтобы соединить две реки, потребовалось больше четырех лет. За это время возвели более 200 гидротехнических сооружений, самым крупным из которых стал Северный речной вокзал.
Открыли здание в 1937-м, в один год с каналом имени Москвы. Ни один другой советский речной вокзал не был так богато оформлен. Впервые в СССР появилось общественное пространство. Здесь не только продавали билеты на речной транспорт: можно было посетить парикмахерскую, библиотеку, душевую, почту, комнату матери и ребенка.
Спроектировал речной вокзал архитектор Алексей Рухлядев. Он вдохновлялся венецианскими палаццо, в том числе Дворцом дожей. Северный речной вокзал украсили многочисленными арками с фарфоровыми панно, характерными для итальянских особняков. Их выполнила скульптор Ленинградского фарфорового завода Наталья Данько. Она же украсила колонны главного входа майоликовыми медальонами. На панно Данько изобразила главные стройки тех лет: метро, Днепрогэс, а также новейший транспорт — корабли, дирижабли, поезда.
Северный речной вокзал внешне напоминал пароход: его центральную башню с высоким шпилем сделали похожей на трубу, а три яруса веранд — на палубы. Крыша у здания была плоская. С нее открывался панорамный вид на Химкинское водохранилище и канал имени Москвы.
Башню вокзала украшали часы. А 27-метровый шпиль увенчали рубиновой звездой. По задумке архитекторов его оборудовали выдвижным механизмом. Шпиль должен был подниматься и опускаться и служить маяком. Однако за всю историю его поднимали всего трижды: в честь открытия канала, победы в Великой Отечественной войне и к 850-летию Москвы в 1997 году.
Внутреннее помещение вокзала при помощи колонн разделили на три зоны: вестибюль, зал ожидания, ресторан. В вестибюле можно было посмотреть на электрифицированный макет канала Москва — Волга. Зал ожидания украсили фресками по мотивам статей советской конституции. Стены ресторана облицевали искусственным мрамором, который внешне напоминал малахит.
Вокруг вокзала разбили парк, где установили скульптуру Юлии Кун «Водный путь» — один из символов канала имени Москвы. Она изображает девушку с парусным корабликом в руках.
На набережной рядом с вокзалом открыли два фонтана — «Север» и «Юг», которые символизировали Арктику и Крымское побережье Черного моря. Их спроектировали скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов. Фонтан «Север» украсили фигурами гагар и диких гусей. Чашу в его центре держали белые медведи. А фонтан «Юг» изображал группу дельфинов.
Источник: culture.ru